Официальный сайт


Ответственность интернет-магазинов перед потребителями

С 1 января 2019 года вступит в силу федеральный закон № 250 от 24.07.2018 «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», устанавливающий ответственность интернет-магазинов перед потребителями.

В соответствии с новым документом, интернет-магазин, который теперь официально именуется «агрегатор информации о товарах (услугах)», обязан довести до сведения потребителя информацию о себе и изготовителе: фирменное наименование, место нахождения (адрес), режим работы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, фамилию, имя, отчество, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Указанные сведения также обязан разместить на своем сайте и довести до сведения интернет-магазина изготовитель (поставщик) товаров, которые он реализует через интернет-магазин. 
Теперь новая редакция закона «О защите прав потребителей» обязывает владельца агрегатора, предоставившего потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи с продавцом, нести ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации. 
Важно, что ответственность за исполнение договора, заключенного потребителем с продавцом на основании предоставленной владельцем агрегатора информации о товаре (услуге) или продавце, а также за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю товара (услуги) ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар, несет продавец. 
В то же время владелец агрегатора не несет ответственности за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему недостоверной или неполной информации о товаре (услуге) в случае, если владелец агрегатора не изменяет информацию о товаре (услуге), предоставленную продавцом и содержащуюся в предложении о заключении договора купли-продажи. 
Закон впервые устанавливает порядок возврата потребителю денежных средств за товар ненадлежащего качества, приобретенный в интернет-магазине.

Потребитель вправе предъявить требование к владельцу агрегатора о возврате суммы произведенной им предоплаты товара (услуги). Владелец агрегатора возвращает сумму полученной им предоплаты в течение 10 календарных дней со дня предъявления потребителем такого требования при одновременном наличии следующих условий: 
– товар (услуга), в отношении которого потребителем внесена предоплата на банковский счет владельца агрегатора, не передан потребителю в срок (услуга не оказана в срок);
 – потребитель направил продавцу уведомление об отказе от исполнения договора купли-продажи в связи с нарушением продавцом обязательства передать товар в установленный срок. 

  Наряду с требованием о возврате суммы предоплаты потребитель направляет владельцу агрегатора подтверждение направления продавцу уведомления об отказе от исполнения договора купли-продажи. Если иное не предусмотрено условиями пользовательского или иного соглашения потребителя с владельцем агрегатора, уведомление продавцу об отказе от исполнения договора купли-продажи может быть направлено владельцу агрегатора, который обязан направить его продавцу. 
Отказать потребителю в возврате суммы предоплаты владелец агрегатора вправе только в случае получения от продавца подтверждения принятия потребителем товара при условии, что копия такого подтверждения была направлена владельцем агрегатора потребителю в течение 10 календарных дней со дня получения владельцем агрегатора требования о возврате суммы предоплаты. В случае несогласия потребителя с представленными владельцем агрегатора доказательствами принятия потребителем товара потребитель вправе требовать возврата суммы произведенной им предоплаты товара в судебном порядке. 
Таким образом, новая редакция закона «О защите прав потребителей» обязывает операторов интернет-торговли размещать информацию о себе (наименование, местонахождение, ОГРН), агрегатор обязан довести информацию о товаре (услуге) без искажения в том виде, как ее предоставил продавец (исполнитель). Также закон определил ответственность агрегатора за искажение информации о товаре и за недоведение информации о продавце и закрепил его обязанность по возврату предоплаты в случае поступления обоснованного заявления потребителя. 

Главный специалист сектора организационной работы

 Е.Ю.Малышева



Дата публикации: 25 января 2019