Официальный сайт


"Дудергоф - место моей силы"

"Дудергоф - место моей силы"
Алексей Максимов – лауреат международных премий, участник более 100 художественных выставок в разных городах мира. Его персональные экспозиции устраивались в России, Англии, Германии; его работы есть в коллекциях Музея Московского Кремля, Государственного Эрмитажа, в музее эмали французского города Лиможа и даже в собрании английской королевы Елизаветы II. 
Имя Алексея Александровича внесено в Книгу рекордов России, потому что он единственный мастер в мировой истории, кому позировал правящий монарх Англии.
Места жительства Алексея Максимова – Москва, Ленинград, Дюссельдорф, Амстердам и сегодня – Санкт-Петербург. Но, наверное, правильней: Москва, Можайский… и сегодня Дудергоф. 
– Вы жили и в Москве, и больше 10 лет – в Европе... Как в вашей жизни возник Дудергоф?
– Москва не мой город – большой и суетный, хотя там у меня в достаточно юном возрасте – до 27 лет – состоялись две персональные выставки, были солидные заказы. Потом я жил в Можайском, работал в Москве. 
В Европу я не уезжал, скорее – задержался там надолго. Дело в том, что человек быстро привыкает к комфорту, к благам, но через какое-то время они его не радуют. В последнее время я жил на вилле в центре небольшого города рядом с Дюссельдорфом. Здесь были собственный парк, пруд и лес. За парком ухаживал садовник, за домом – комендант. Но я все время чувствовал себя там в гостях, очень хотелось домой.
Есть такое понятие –  «место силы», и у каждого оно свое. Для меня это Петербург, точнее – Дудергоф. 
– Вы живете в Дудергофе почти 40 лет, но знают ли соседи, чем вы занимаетесь? Откуда у известного художника столько скромности?
– А что значит «известность художника»? «Известность» и «художественная значимость» понятия параллельные. Бывает известность при полном отсутствии художественной значимости – и наоборот: интересный автор, а знает его узкий круг коллег. 
Известность  – только составляющая успешности, в том числе и художественной. Куда можно уехать без бензина, даже если автомобиль хорош? Без бензина он встает и ржавеет. 
Думаю, раньше известность – это была молва, с появлением печатных изданий – это публикации, потом радио и телевидение, сейчас Интернет. Набрал имя в поисковике и… многое открылось.
А что такое «художник»? Это школа плюс личность. Если только школа – скучно. Допустим, человек умеет рисовать, пропорции соблюдает, цвет грамотно подбирает, но кому нужен второй Серов или Коровин, да и Сезанн и Пикассо вторые не нужны. 
Или, допустим, личность без школы. Человек может выдать что-то яркое, драматичное или трагичное, но зачастую это будет «мазня», которая может быть любопытной. Чаще бывает, когда личность может обойтись без школы и иметь неоспоримую художественную значимость. Примеров этому много. С одной же школой без личности это вряд ли возможно. 
– О вас много написано в Интернете. Бывало такое, что читали о себе небылицы?
– Бывает. Как-то на выставке в Петропавловской крепости увидел свои работы – серию «Архитекторы, строители Петербурга». Я не знал, что они вошли в состав этой экспозиции, меня это и удивило, и порадовало. Рассматриваю. Заходит группа посетителей с экскурсоводом. Молодая дама со знанием дела сыплет фактами, именами и датами. Подходят к моим работам, и экскурсовод бойко рассказывает: «А это работы нашего питерского художника Алексея Максимова, хотя уже в прошлом питерского, сейчас он живет в Лондоне и выполняет заказы английского королевского двора».
– Вы поправили?
– Нет смысла, все равно завтра забудется. Я бы только ее авторитет подорвал, посетители начали бы сомневаться в каких-то более значимых и неоспоримых вещах. Да и зачем разрушать легенды?
– Вы известный мастер эмали, но сейчас увлечены живописью. Что больше по душе?
– Думаю всем нравится делать то, что они делать умеют. Получая очередной опыт, делают еще лучше, и тогда занятия эти нравятся им еще больше. Мне по душе в миниатюре  портрет, пейзаж, натюрморт. В живописи – пейзаж и натюрморт. Нравится заниматься дизайном, архитектурой, кое-что даже построено по моим проектам. 
Мне представляется некая идеальная конструкция: проектируешь и строишь дом, делаешь дизайн в нем, а на стенах размещаешь свои картины. 
– Ваша предыдущая персональная выставка «Royal Portrait» состоялась в Лондоне, какие планы сейчас? 
– Несколько лет думаю о персональной выставке в Петербурге, но как-то не получается. Пока не определился с местом, не знаю, живопись это будет или эмаль, а может и живопись, и эмаль. С 2017 года, после путешествия по Исландии, работаю над циклом «Стихии», сейчас в мастерской около 30 холстов и 30 графических листов. 
– А что если в Красном Селе выставку открыть?
– Замечательная мысль, я ведь прожил здесь около 40 лет.

***
Детство и юношеские годы Алексея Максимова прошли в подмосковном поселке Александровка. Затем была учеба в институте и первые выставки в Москве. В 1980 году переехал в Петербург, точнее – в поселок Можайский (ныне Дудергоф). 
В начале 1990-х у Алексея Максимова открылись две персональные выставки в Музее Московского Кремля. Первая была совместной с другом и коллегой Леонидом Эфросом. Впервые работы современных художников были показаны в Оружейной палате. 
До наступления миллениума Алексей в течение 10 лет путешествовал по Европе, писал портреты монархов и членов их семей в Англии, Нидерландах и Норвегии. 
После поездки в Нью-Йорк увлекся дизайном. Началось с дизайна заказчиков Volvo, American Airlines, Siemens, Kercher, затем появился интерес к предметному дизайну – водка «Царская», «Царское Село» «ULTRA». Следующая ступень творчества – интерьер и архитектура, которые привели художника в Рейкъявик. После путешествия в 2017 году по Исландии Алексей, сраженный красотой и самобытностью природы этой страны, начал работу над циклом «Стихии».

Газета "Вести Красного Села" №18(140) от 24.12.2021г.


"Айсберг", 2020, холст, масло

"Утес", 2020, холст, масло














Дата публикации: 29 декабря 2021