Николай Коломиец: «Надеюсь, не прервется наша военная династия»

28 июля 2021

Николай Коломиец: «Надеюсь, не прервется наша военная династия»

Накануне Дня Военно-Морского флота мы встретилась с представителем военной династии, бывшим командиром подводной лодки, а ныне депутатом Муниципального Совета МО г. Красное Село, председателем правления ТСЖ «Красное Село», управляющим домом ТСЖ «Нарвская, 2» Николаем Валентиновичем Коломийцем. 

Поговорили о прошлом и настоящем: о военной службе, нынешних «коммунальных» заботах Николая Валентиновича. Причем определить, какая из этих тем более близка собеседнику, оказалось непростой задачей. 


– Николай Валентинович, как вышло, что вы – единственный из военного рода Коломийцев выбрали службу в ВМФ? Ведь и дедушки, и отец, и дяди были «сухопутными» – танкистами, артиллеристами, летчиками, саперами, но только не подводниками.

– Поэтому и выбрал! Но была еще причина – не хотел зависеть от авторитета отца, который тогда занимал высокую должность в войсках и руководил строительством БАМа. 

В 1968 году поступил в Высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. Попова, через 4 года получил назначение на должность начальника радиотехнической службы – командира боевой части связи на дизельные подводные лодки на Тихоокеанский флот. Но во Владивостоке понял, что инженерное дело не по мне, хотелось размаха. И тогда решил продвигаться по командной линии. Так я и стал старпомом дизельной подлодки.

Затем меня направили учиться на Шестые ВОК ВМФ (Шестые Высшие офицерские классы ВМФ – ред.), где я познакомился с офицерами атомных подводных лодок и «заболел» этой темой. По сравнению с дизельными атомные подлодки более скоростные и технически оснащенные, на них уже тогда применялась навигация с использованием космических аппаратов. Я попросил командование о переводе на атомную подлодку и, отучившись в Центре Военно-Морского флота, стал старпомом командира одной из самых современных на тот момент атомных подводных лодок 671 РТМ(К) – проект. 

Отлично помню 2 сентября 1981 года – день, когда мы начали переход на новенькой подводной лодке с Камчатки на Северный флот. Он длился около 20 дней и проходил подо льдами Берингова пролива. Это был маршрут, по которому в годы Великой Отечественной войны отправились для усиления Северного Военно-Морского флота четыре дизельные подводные лодки. Одна исчезла бесследно, другая подорвалась на мине, но две дошли до пункта назначения. 


– Что за люди служили в экипаже? 

– Это были лучшие молодые офицеры. Недавно я был на праздновании 70-летия одного из своих бывших подчиненных – командира радиотехнической службы. Посидели, вспомнили службу и, конечно, забавные случаи, без которых на флоте просто нельзя. 


– И какие, интересно?

– Ну вот один навскидку: чувствую как-то, что брюки стали свободнее держаться на поясе. Говорю: «Похудел я что-то». А мне боцман в ответ: «Да не волнуйтесь вы, Николай Валентинович, у вас просто резинка на брюках ослабла!». Шутили мы постоянно. Когда три месяца кряду несешь изнурительную боевую вахту под водой, юмор не дает пасть духом. 


– В чем состояла основная боевая задача экипажа? 

– На дизельных подводных лодках мы занимались десантированием подводных диверсионных групп, которых в специальных капсулах-торпедах выталкивали на берег для уничтожения подводных лодок противника. Участвовали в боевых учениях по спасению летчиков.

Но основное наше предназначение было в уничтожении авианосно-ударных соединений, надводных кораблей, наземных судоремонтных заводов и подводных лодок противника. Прежде всего, стратегических ракетоносцев, на которых базируются баллистические ракеты. Вовремя занять боевую позицию, чтобы не дать ракетам противника взлететь, и отразить удар – этим мы и занимались.

– В реальных военных конфликтах довелось участвовать? 


– Бог миловал. Хотя в местах присутствия НАТО мы находились неоднократно. Трижды ходили подо льдами, пять раз были в Средиземном море, побывали даже в Карибском – между Кубой и Доминиканской Республикой. Но всякий раз в рамках учений. 

Каждый из этих выходов я отлично помню. Берега Японии поразили искрящимся светом: так сейнерами на свет ловят сайру и кальмаров. Еще помню прозрачный мелководный Карибский бассейн, в котором нашей атомной подводной лодке было и жарко, и тесно. Но ничего меня так не поразило, как всплытие во льдах Северного полюса. Черная гладь воды, серое небо, сливающееся с горизонтом, холод и ледяные сопки куда ни кинь взор. Учитывая, что система координат на Северном полюсе кардинально меняется, проще говоря, все части света меняются местами, то словами эти ощущения не описать!


В начале 1990-х годов, после 28 лет военной службы, вы выходите в отставку и возвращаетесь в Ленинград, который даже называться стал иначе. С одной стороны, это осознанное решение, с другой – вынужденная необходимость. Каково это, начинать жизнь заново? Армию, которой отдана часть жизни, разоружают, насиженное место приходится покидать, оставив там супругу, которая не поддержала вас в тот момент. Работы нет... 

– Сейчас эти события тяжело вспоминать. Жилья нет, работы в отдаленных поселках для жен военнослужащих нет, зарплату не выдают по несколько месяцев.

Но мне повезло: после демобилизации я получил квартиру в Красном Селе, устроился работать охранником в НИИ «Вакцин и сывороток и предприятие по производству бактерийных препаратов». Но так как в армии привык к дисциплине и порядку, то в роли охранника стал предлагать различные идеи по улучшению работы. Меня заметили и назначили начальником объединенного склада. 

В 2003 году жители нашего дома предложили мне возглавить товарищество собственников жилья, а еще через три года о том же попросили жильцы соседнего дома. 

За новую работу я взялся с энтузиазмом. Писал письма в Москву, познакомился с главой Красного Села. Очень мне хотелось добиться установки вдоль Кингисеппского шоссе специальных экранов, которые бы защищали наш дом от выхлопных газов проезжающих машин. Еще считал долгом сделать так, чтобы уход за придомовой территорией не ложился бы на плечи членов ТСЖ, у которых и без того немало финансовых обязательств перед ресурсоснабжающими организациями. В результате мне посоветовали: «Иди в депутаты, тогда у тебя все получится». Так я и сделал, и вот уже третий созыв вхожу в депутатский корпус Муниципального Совета нашего муниципального образования. Хотя не все, что хотелось, удалось реализовать. 


– А чего хочется? 

– Я бы первым делом занялся газификацией. Во-вторых, установил бы на крыше дома солнечные батареи. Организовал бы в доме кабинет семейного врача, чтобы людям не приходилось, как случается сегодня, подолгу ждать машину «неотложки».  ТСЖ – это дружное сообщество жильцов, мы ведь и праздники вместе отмечаем. 


 – С каким настроем бывший командир подводной лодки и последний представитель славного военного рода Николай Коломиец отмечает свой главный профессиональный праздник?

– Не последний представитель – два внука растут! И пусть они еще маленькие, я очень надеюсь, что они продолжат семейную военную династию. С таким настроем и живу.  

Наталия Долапчи

Газета "Вести Красного Села" №10(132) от 28.07.2021г.

Картинка для анонса: 

Окончание активности (дата):