Ольга Агаркова: о школе, дефиците внимания и призвании учителя

14 октября 2021

Ольга Агаркова: о школе, дефиците внимания и призвании учителя

С Ольгой Викторовной Агарковой, заместителем директора по учебной работе школы № 276 – одной из наиболее крупных школ в Красносельском районе, мы обсуждаем последние тенденции в образовании, проблему профессиональной самоидентификации и жизненные установки современных школьников. 

– Ольга Викторовна, начнем с актуального: помимо пандемии, начало которой совпало с назначением вас в эту должность, какие еще изменения произошли за два года в образовании и в 276 -й школе?  
 – Существенные. Во-первых, сменился руководитель образовательной организации, кардинально изменился вектор развития школы, обновился педагогический коллектив, появились молодые и талантливые учителя.  Во-вторых, школа переходит на федеральный государственный образовательный стандарт, предусматривающий организацию профильных 10-х классов с развитием индивидуального образовательного маршрута школьника.
Уже второй год у нас работают классы с углубленным изучением математики, информатики, биологии, химии, эффективность которых подтверждают результаты региональных диагностических работ, всероссийских проверочных работ, а также всероссийской олимпиады школьников и различных конкурсов. Скоро нашим ученикам Никите Зорикову и Денису Носову предстоит защищать честь Санкт-Петербурга на всероссийском этапе конкурса «Ученик года-2021», а на городском конкурсе по экологии «Микромир-2021» (педагог Елена Носова) наши ребята идут вровень с представителями профильных лицеев с углубленным изучением предмета. 

 – Каким образом внедрение федерального государственного образовательного стандарта и появление профильных классов способствуют профессиональной самоидентификации учеников? Пойдут ли они после школы в математики и биологи? 
 – В последнее время в этом отношении многое меняется.  Если раньше дети, заканчивая школу, не знали, куда поступать, то сегодня большинство 9-класссников идут в 10-й класс с четкой профессиональной установкой. Мы это понимаем по итоговым проектам, которые ребята выбирают для защиты в 9-м классе. Они касаются определенных профильных направлений, по которым прослеживается траектория будущих профессиональных интересов ребенка. 
Эту картину дополняют анкетирование и беседы с родителями, благодаря чему мы лучше узнаем, что ребенку интересно в жизни и как мы можем это обеспечить.  
    
– Хорошо, а чем нынешние школьники отличаются от предыдущих поколений? У них больше знаний, навыков... 
 – Я бы сказала, они более мотивированы в отношении своего будущего, на которое «работают» два последних года обучения в школе. Пока это звучит как проект, но сегодня мы разрабатываем идею сетевого взаимодействия с университетом им. Мечникова, в рамках которого наши наиболее мотивированные ученики смогут принимать участие в университетских конференциях. Такая же работа по математике и информатике ведется с центром опережающей профессиональной подготовки Санкт-Петербурга, который в рамках внеурочной деятельности разработал для старшеклассников специальную программу подготовки по направлениям модульных систем «Soft skills. Startup Junior».
В целом, образовательный процесс в нашей школе идет в трех направлениях: основная учебная деятельность, внеурочная работа, в рамках которой ребята изучают культурологию, экологию, другие дисциплины (подготовка одаренных детей к олимпиадам и конференциям). Активно работает отделение дополнительного образования учеников.  К слову, недавно прошел августовский педагогический совет, на котором мы обсуждали современные тенденции в школьном образовании и сравнивали разные поколения школьников. 

 – Интересно, к каким выводам пришли? Как раз хотела обсудить явное противоречие: при интенсивности развития школьных образовательных программ современные ученики должны бы быть вундеркиндами, а они часто не знают элементарных вещей. 
– Несомненно, виртуальные технологии полностью изменили реальность, «поглотив» наших детей с головой, в результате чего они практически перестали читать. Им проще воспринимать виртуальный мир, чем реальный. Речь на педсовете шла о том, как идти в ногу со временем, как мы, педагоги, будем меняться, на что ориентироваться?

 – Будем или нужно ли?
 – А у нас выхода нет! Если девизом поколения 1970-х был: «Хочешь сделать хорошо – сделай сам!», то сегодня: «Чуваки, все должно быть в кайф!». Все, что нужно современной молодежи для счастья — это бодипозитив, здоровое питание и… «не заморачиваться». Это другое поколение, другое мышление…
 – ...которому часто приписывают инфантилизм как главную жизненную позицию.
– Мы же сами виноваты в том, что нашим детям лучше в виртуальном мире, чем в реальном. Это и есть результат дефицита внимания к ним со стороны взрослых, который характеризует взаимоотношения в современном мире. 

 – О каком внимании вы говорите? Ведь так много возможностей сегодня – и это все для молодых.  
 – Я бы так не сказала: разве не мы, взрослые, вечно спешим по бесконечным делам, часто забывая о главном – собственных детях? Об этом синдроме дефицита внимания и гиперактивности нам, учителям, нужно помнить в первую очередь, потому что именно учитель является проводником ребенка в большой мир знаний. Мир живых знаний. 

Наталия ДОЛАПЧИ


***
Ольга Викторовна Агаркова – выпускница школы № 276 Красносельского района. Окончила РГПУ им. Герцена по специальности педагог по физической культуре и спорту, здесь же получила магистерскую степень по управлению персоналом. Общий педагогический стаж – 27 лет, она почетный работник общего образования РФ, имеет нагрудный знак Правительства Санкт-Петербурга «За заслуги в области физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге», два года работает замдиректора по учебной работе.  
Выбор профессии связывает со своими главными учителями: Е. Ненаховым, Н. Дорониной и П. Морщининым. 

Картинка для анонса: 

Окончание активности (дата):